Новейшие этапы развития науки ортодонтии

, 650 , 0

В 20-е годы, когда у истоков стоматологии были такие известные ученые, как Гофунг Ю. M., Фабрикант M. Б. и другие, тогда еще в Харьковском стоматологическом институте уже решали проблемы ортодонтии. С тех пор в этом вузе ортодонтия прошла четыре этапа.

В течение первого этапа — до 1973 года — ортодонтия излагалась, как и в других вузах страны, на кафедре ортопедической стоматологии. Этот этап был наиболее продолжительный и связан с именами Баранова А.И., профессора Брандсбурга Б. Б., доцента Вальтера, доцента Недергина O. K., которые способствовали закладке основ отечественной ортодонтии.

В послевоенные годы лекции по этой дисциплине читал доцент Рофе A. E., опыт которого нашел воплощение в кандидатских диссертациях его последователей: Хотимськои M. M., которая занималась проблемами этиологии и лечения прогнать; Злотника И. Л., дал по ривняльну оценку методов исследования и диагностики в челюстно-лицевой ортопедии; Манзюк Л. H. и Климовой В. П., которые разрабатывали вопросы лечения деформаций прикуса с помощью редукционной аппаратуры.

Позже (1950-1953 pp.) Ортодонтию преподавал заведующий кафедрой доцент Айзенберг Д. С, аппараты которого до сих пор применяются в ортодонтии. Его сменили сначала тоже заведующий этой кафедры доц. Марей M. P. (До 1959 p.) И доц. Манзюк Л. M. (1960-1967 pp.).

Практические занятия по ортодонтии в течение 30-и лет (1921-1951 pp.) Вел Шепшелевич 3. Г., стажировался в Германии у профессора Симона (это по его инициативе на кафедре в 1925 году был организован ортодонтический кабинет), а после — доц. Устименко В. Л., к. м. н. Дегтярева А. П, к. м. н. Хасанська В. П, к. м. н. Добитко НА., Доц. Григорьева Л. П., к. м. н. Дорохова К. П., к. м. н. Пушкарь Э.И.

Докторская диссертация проф. Шиловой Г. Б., выросшая от ассистента до заведующего кафедрой ортопедической стоматологии, была посвящена актуальной проблеме ортодонтии, в частности, физиологическим реакциям организма ребенка при лечении аномалий прикуса ортодонтическими аппаратами.

Профессор, д. м. н. Григорьева Л.П. начала свой лечебный, научный, педагогический и творческий путь в 1949 году клиническим ординатором кафедры ортопедической стоматологии. Она успешно защитила в 1955 году кандидатскую, а в 1973 году — докторскую диссертацию на тему «височно-нижнечелюстной сустав при дистальном прикусе и его изменения в динамике лечения». Работая над докторской диссертацией параллельно подготовила и первых своих учеников кандидатов наук — Сирик В. А. и Сысоева M. П.

На первом этапе развития ортодонтии в этом вузе была апробирована и внедрена в лечение аппаратура Андрезена-Гойпля; предложен аппарат для лечения прогнатию Айзенберга-Хербста; разработана и внедрена методика изготовления обтураторов при несрастаниях неба, а также методика привыкания к ортодонтических аппаратов с помощью лечебного комплекса.

В 1974 году начался второй период развития ортодонтии в Полтавском медицинском стоматологическом институте по организации курса, а с 1976 года — кафедры стоматологии детского возраста, которую возглавила проф. Григорьева Л. П. Его признаки — рост научных кадров, формирование научной школы профессора Григорьевой Л. П. Исследования проводились с помощью морфологических, биометрических и рентгенологических методик и методов изучения функций полости рта — электромиографии, спирографии и др.. по следующим направлениям: распространенность зубочелюстных аномалий в различных экологических регионах в зависимости от содержания фтора в питьевой воде; характер ортодонтического лечения в разные возрастные периоды; углубленное исследование клиники, диагностики и лечения прогнатичного прикуса; детское протезирование в период временного и сменного прикуса; дисфункция височно-нижнечелюстного сустава, профилактика зубочелюстных аномалий, состояние прикуса и особенности роста челюстей у детей до 7 лет зубочелюстные аномалии у детей с несрастаниями верхней губы и неба, их лечение и профилактика, разработка классификации видов прикуса. В настоящее время сотрудники и ученики проф. Григорьевой Л. П. проводили свои исследования на кафедрах топографической анатомии и гистологии, применяя эксперимент на животных; в клинике ортодонтии.

Под ее руководством защищены 2 докторские (Л. Б. Лепорского, В. Д. Куроедова) и 11 кандидатских диссертаций по ортодонтии в частности:

1. Сирык В. А. «Особенности ортодонтического вмешательства в сменного прикусе», 1975.

2. Сысоев H. П. «Морфологические нарушения при небном положении фронтальных зубов и их устранение с учетом возраста», 1975.

3. Куроедова В. Д. «Состояние жевательных и височных мышц при дистальном прикусе и его изменения в динамике лечения», 1981.

4. Головко H. В. «Особенности клиники прогнатического дистального прикуса у детей с нарушенным носовым дыханием», 1986.

5. Эйхгорн T. Ю. «Возрастные особенности строения лицевого скелета детей 15 июля лет в норме и при прогнатическом прикусе по данным телерентгенографиы», 1988.

6. Щербакова Э.. В. «Обоснование силового режима ортодонтического лечения прогнатического прикуса с учетом функционального состояния пародонта у детей 12-15 лет», 1989.

7. Волосы Л. Ф. «Дисфункция височно-нижнечелюстного сустава у детей, перенесших на ранних этапах своего развития отиты», 1990.

8. Каськова Л. Ф. «Особенности роста челюстей и динамика функции жевания у детей 2-х групп (с наличия дистанционного и трем и без таковых) 5-7 лет», 1992.

9. Смаглюк Л.В. «Состояние прикуса и функциональная активность мышц челюстно-лицевой области у детей в возрастной период от 3 до 6 лет в норме и при различных формах прогнатического соотношения зубных рядов», 1992.

10. Галич Л. Б. «зубочелюстной аномалии у детей с врожденной сквозной односторонней щелью верхней губы и неба до и после уранопластикы, их клиника и лечение», 1993.

11. Кулиш H. В. «Морфологические и эстетические изменения у детей 6-12 лет при лечении различных форм перекрестного прикуса», 2000.

Научный багаж по ортодонтии кафедры стоматологии детского возраста отражен в монографиях Григорьевой Л.П. «прогнатию» и Прикус у детей «, в десятках методических рекомендаций, более 250 научных публикациях, рационализаторских предложениях и авторских свидетельствах, вошедшие в практику охраны здоровья я и учебный процесс стоматологических факультетов медицинских вузов нашей страны.

Лия Петровна Григорьева представляла отечественную школу детских стоматологов на седьмом конгрессе Всемирной ассоциации детских стоматологов (Будапешт, 1979), на восьмом конгрессе ортодонтов 1983, на съездах и конференциях стоматологов; неоднократно избиралась членом областного и Всеукраинского правлений обществ стоматологов, награждена медалью «За доблестный труд», знаком «Отличник здравоохранения». Но самое главное — к каждому больному относилась, как к родному ребенку.

Третий этап развития совпадает с мировым взглядом на ортодонтию как на отдельную самостоятельную дисциплину, которая должна решать свои специфические, глобальные задачи, и начинается с выделения курса ортодонтии на факультете усовершенствования врачей (ныне факультет последипломного образования). Курс ортодонтии возглавила доц. Куроедова В. Д.

Четвертый этап в истории развития ортодонтии начался с 1998 года — на кафедре пропедевтики ортопедической стоматологии и ортодонтии, которую возглавил доктор медицинских наук, профессор M. Д. Король. Под его руководством была создана современная клиническая база для подготовки зубных техников и обучения студентов стоматологического факультета, которая позволила значительно повысить уровень оказания ортодонтической помощи. На кафедру перешли ученики профессора Григорьевой Л. П., кандидаты наук с богатым опытом: Головко H. В., Галич Л. Б., Кулиш H. В., а также Сухомлинова Т.Я.

Научные исследования сотрудников кафедры пропедевтики ортопедической стоматологии и ортодонтии стоматологического факультета и кафедры ортодонтии факультета последипломного образования Украинской медицинской стоматологической академии г. Полтавы является продлен замыслов профессора Л. П. Григорьевой и направленные на повышение эффективности ортодонтического лечения и профилакти пациентов с зубочелюстными аномалиями и деформациями прикуса.

Новейшие этапы развития науки ортодонтии
оцените статью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *